Как сохранить осанку школьника?

Осан­ка — это, если сфор­му­ли­ро­вать ко­рот­ко и прос­то — по­ло­же­ние, в ко­то­ром че­ло­век дер­жит свое те­ло.

Пра­виль­ную осан­ку ни с чем не спу­та­ешь: ту­ло­ви­ще вы­прям­ле­но, го­ло­ва под­­ня­та, пле­чи рас­прав­ле­ны. Если че­ло­век хо­дит сгор­бив­шись, опус­тив го­ло­ву и пле­чи, вы­пя­тив жи­вот — это не­пра­виль­ная осан­ка.

Та­кая осан­ка не толь­ко не­кра­си­ва, но и вред­на, она за­труд­ня­ет де­я­тель­ность внут­рен­них ор­га­­нов и в боль­шинст­ве слу­ча­ев свя­за­на с ис­крив­ле­ни­ем по­зво­ноч­ни­ка.

Ча­ще все­го мы пор­тим осан­ку еще в дет­ст­ве. Не­пра­виль­ная по­сад­ка за пар­той, не­пра­виль­ная по­сад­ка за до­маш­ним ра­бо­чим сто­лом, де­фи­цит дви­же­ния и дол­гие ча­сы с учеб­ни­ком, пло­хое осве­ще­ние, ко­то­рое за­став­ля­ет скло­нять­ся к са­мо­му сто­лу… Как со­хра­нить ре­бен­ку кра­си­вую осан­ку и здо­ро­вую спи­ну до са­мо­го по­след­не­го клас­са?

Не­лег­кий груз зна­ний

Не сто­ит по­ку­пать ре­бен­ку порт­фель, ко­то­рый нуж­но но­сить в од­ной ру­ке. Каж­дый, кто хо­тя бы раз пы­тал­ся под­нять школь­ный порт­фель с не­сколь­ки­ми учеб­ни­ка­ми, под­твер­дит — это не­шу­точ­ное ис­пы­та­ние для дет­ско­го по­зво­ноч­ни­ка.

А если но­сить та­кой вес в од­ной ру­ке, да еще и в млад­шей шко­ле, ис­крив­ле­ние по­зво­ноч­ни­ка вам прак­ти­чес­ки га­ран­ти­ро­ва­но. Для рав­но­мер­но­го рас­пре­де­ле­ния на­груз­ки школь­ни­ку ну­жен ра­нец, при­чем вес ран­ца не дол­жен пре­вы­шать 10% от мас­сы те­ла уче­ни­ка.

Не ме­шай­те школь­ни­ку вы­би­рать яр­кий или уве­шан­ный без­де­луш­ка­ми ра­нец, мо­ти­ви­руя это не­прак­тич­ностью или слиш­ком «иг­ру­шеч­ным» ви­дом, пусть у ре­бен­ка сбо­ры в шко­лу вы­зы­ва­ют по­зи­тив­ные эмо­ции.

Но про­сле­ди­те, что­бы укра­ше­ния на ран­це не утя­же­ля­ли его. Пус­той ра­нец дол­жен ве­сить не боль­ше 700-800 г. Луч­ше все­го ку­пить ра­нец с боль­шим ко­ли­чест­вом сек­ций и кар­ма­нов — так ре­бен­ку бу­дет удоб­нее рас­кла­ды­вать свои ве­щи, а вы смо­же­те про­сле­дить, что­бы вес со­дер­жи­мо­го ран­ца рас­пре­де­лял­ся рав­но­мер­но, и ве­щи не пе­ре­ме­ща­лись при ходь­бе.

У школь­но­го ран­ца обя­за­тель­но долж­на быть твер­дая спин­ка. Толь­ко ее на­ли­чие мо­жет обес­пе­чить пра­виль­ную осан­ку ре­бен­ка. Од­на­ко «твер­дая» не озна­ча­ет «жест­кая» — мес­то со­при­кос­но­ве­ния со спи­ной ре­бен­ка долж­но быть в ме­ру смяг­чен­ным, на­при­мер, спе­ци­аль­ной под­клад­кой.

При этом не за­будь­те, что ши­ри­на ран­ца не долж­на пре­вы­шать ши­ри­ну плеч ре­бен­ка, а вы­со­та долж­на быть не бо­лее 30 см. Лям­ки ран­ца не долж­ны да­вить или впи­вать­ся в пле­чи, у них долж­на быть воз­мож­ность ре­гу­ли­ров­ки — что­бы оди­на­ко­во удоб­но бы­ло но­сить ра­нец и на лег­кую ве­сен­нюю курт­ку, и на зим­ний пу­хо­вик.

Как опре­де­лить, что уже куп­лен­ный школь­ный ра­нец не под­хо­дит ва­ше­му ре­бен­ку? Если школь­ник оде­ва­ет ра­нец с тру­дом, если жа­лу­ет­ся на бо­лез­нен­ность спи­ны, если вы са­ми за­ме­ти­ли по­тер­тос­ти и рез­кие от­пе­чат­ки в мес­тах со­при­кос­но­ве­ния ля­мок с пле­ча­ми (при усло­вии, что осталь­ные тре­бо­ва­ния к на­пол­не­нию и фик­са­ции ран­ца вы­пол­не­ны) — от при­о­бре­те­ния, как ни при­скорб­но, при­дет­ся от­ка­зать­ся.

Про­верь­те ра­бо­чее мес­то!

Как ни кру­ти, а боль­шую часть школь­но­го вре­ме­ни ваш ре­бе­нок бу­дет си­деть за пар­той. По­то­му ра­бо­чее мес­то школь­ни­ка сле­ду­ет вни­ма­тель­но осмот­реть во вре­мя ви­зи­та в шко­лу.

Стол и стул долж­ны со­от­вет­ст­во­вать рос­ту и воз­рас­ту ре­бен­ка. Это вы мо­же­те про­кон­тро­ли­ро­вать са­ми: по­са­ди­те его на стул, что­бы ступ­ни ног ров­но сто­я­ли на по­лу. Если угол меж­ду бед­ром и го­ленью пря­мой, стул ре­бен­ку в са­мый раз. Если угол об­ра­зу­ет­ся ост­рый – стул ма­ло­ват, если ту­пой – ве­лик.

Кста­ти, край крыш­ки сту­ла не дол­жен упи­рать­ся в под­ко­лен­ную ча­шеч­ку. Пра­виль­ность вы­бо­ра сто­ла опре­де­ля­ют по опу­щен­ной пря­мой ру­ке си­дя­ще­го на сту­ле ре­бен­ка. Ло­коть дол­жен быть на 5-6 сан­ти­мет­ров ни­же крыш­ки сто­ла.

Стол со­от­вет­ст­ву­ю­щей вы­со­ты обес­пе­чи­ва­ет рас­сто­я­ние от глаз до ра­бо­чей плос­кос­ти (тет­ра­ди или кни­ги) в 30—35 см, пред­плечья и кис­­ти при этом сво­бод­но ле­жат на сто­ле. Пра­виль­ное по­ло­же­ние сту­ла по­зво­ля­ет си­деть пря­мо, не на­кло­ня­ясь впе­ред и не про­ги­ба­ясь на­зад. Во вре­мя чте­ния, пись­ма стул дол­жен за­хо­дить за крыш­ку сто­ла на 3—5 см. Ре­бе­нок не дол­жен опи­­рать­ся гру­дью о край сто­ла. Меж­ду ту­ло­ви­щем и кра­ем сто­ла долж­но быть рас­сто­я­ние в ши­ри­ну ла­до­ни.


Источник: http://dytyna.info/food/articles/any/6486
       Детские консультации. Медицинские советы мамам. / 2009-2013 /