Если ваш ребенок заболел...

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ…

Да, случаются в нашей родительской судьбе и такие неприятности. Даже если это банальная простуда, все равно жизнь в семье начинает двигаться в другом режиме. Хорошо, если есть больничный лист, назначения врача, а чадо идет на поправку в домашних условиях. А бывает и по-другому, когда необходима госпитализация, нужны особые условия ухода, постоянное наблюдение медицинских работников или, в силу определенных характеристик заболевания, рекомендуется периодическое плановое пребывание в реабилитационных учреждениях. Но в возрасте старше трех лет в нашем государстве детей госпитализируют в стационарные медицинские учреждения без родителей. И именно с этого места, на мой взгляд, начинают проявляться серьезные подводные рифы, удачно завуалированные прозрачной тихой гладью профессионализма и презентабельности того или иного медицинского учреждения.

Я не буду касаться медицинской стороны вопроса, целесообразности назначений лекарственных средств, внимания персонала к состоянию ребенка – это тема не входит в рамки моей профессиональной компетенции, хотя является весьма актуальной и болезненной.

Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме межличностных отношений, складывающихся между пациентами-детьми за плотно закрытыми дверями каждой больничной палаты. Наше собственное исследование, проведенное в различных детских медицинских учреждениях стационарного типа, позволило выявить ряд особенностей, которые могут быть полезными родителям, детям и неравнодушным медицинским работникам.

Наполнение больничных палат происходит чаще всего хаотично и бессистемно, по мере освобождения мест. Не учитываются возрастные, социальные, личностные характеристики детей, не всегда оптимально подбирается сочетание диагнозов среди пациентов в палате. В результате такого игнорирования индивидуальных личностных особенностей пациентов, часть детей оказываются отвергнутыми соседями по палате, чувствуют одиночество, подвергаются насмешкам, унижению и т.д. (не хочется продолжать этот список, чтобы он не стал похожим на страшилку). При обсуждении результатов исследования на различных научных конференциях, из отзывов коллег стало понятно, что многие из тех, кто имеет детей, внуков, племянников могут сами продолжить перечень негативных ситуаций, связанных с взаимоотношениями между детьми в больничных палатах.

Группу риска составляют пациенты дошкольного и младшего шкального возраста, не зависимо от их половой принадлежности, мальчики младшего подросткового возраста, дети с внешними проявлениями заболевания, отстающие в развитии, дети из неполных семей.

Чем старше возраст ребенка, тем проще ему наладить взаимоотношения с соседями по палате и занять высокую статусную позицию в иерархии межличностных отношений в палате. Старшие дети (14-17 лет) находятся в наиболее благоприятном положении в отношениях с другими членами группы. Особенно ярко это особенность проявляется в палатах мальчиков. Проблемы взаимоотношений в группах мальчиков связаны с неприятием старшими детьми своих младших соседей по палате. Старшие мальчики не отвечают взаимностью младшим соседям по палате на их желание совместного общения, игр и т.д., в результате чего последние оказываются отвергнутыми или изолированными. В палатах девочек такая ситуация наблюдается реже, так как некоторые старшие пациентки с удовольствием опекают младших, проявляют к ним интерес и заботу.

Частой причиной неблагополучных отношений в палате являются такие внешние проявления заболевания одного из пациентов, как ожирение, преждевременное половое или физическое развитие, задержка полового или физического развития (слишком маленький или большой рост), мимические особенности, гипотрофия или гипертрофия частей тела. Сюда же относятся все те внешние особенности, не имеющие отношения к какому-либо заболеванию, которые привлекают внимание других детей своей не типичностью. Причем, если речь идет о специфическом учреждении, где все пациенты имеют некоторые внешние особенности проявления заболеваний, таких проблем чаще всего не возникает.

Частыми объектами обид и насмешек соседей по палатам становятся дети с задержкой умственного развития. Имея внешние данные, соответствующие, к примеру, подростку, они демонстрируют поведение младшего школьника, дошкольника, что является поводом для отвержения их другими детьми. Хорошо себя чувствуют такие пациенты среди малышей, которые находятся примерно на том же уровне развития.

По данным исследования лучшее положение в системе межличностных взаимоотношений в больничной палате занимают дети из полных семей. Это, безусловно, не приговор, а всего лишь статистика. Пациенты из неполных семей чаще сталкиваются с проблемой одиночества или неприятия в палате.

Среди осознаваемых причин, по которым дети отвергают своих соседей по палате, были названы конкретные отрицательные личностные качества:

-обманывает, врет (27% от общего количества отрицательных высказываний)

-необщительный (24%)

-высокомерный (у детей среднего и старшего возраста) (13%)

-скандальный (11%)

-дерется (7%)

-берет без спроса вещи (6%)

-мешает спать (4%)

-другие высказывания — вредничает, злой, не хочет со мной общаться и т.д. (8%).

В качестве положительных характеристик, которые стали мотивом выбора соседа по палате для общения, игр, дружбы, дети отметили следующие конкретные положительные качества членов группы:

1. веселый (17% от общего количества положительных высказываний)

2. общительный (12%)

3. хороший друг (7%)

4. спокойный (4%)

5. помогает во всем (4%)

6. умный (2%)

7. другие высказывания (вежливый, тактичный, раскрепощенный, дружелюбный, интересный собеседник, одного возраста) 4%;

22% дали эмоциональную оценку объекту своих предпочтений:

1. добрый (кроме старших мальчиков) (16%)

2. хороший (девочки всех возрастных групп) (6%);

часть детей подчеркнули характеристики, подразумевающие отсутствие следующих отрицательных качеств:

1. не жадный (4%)

2. не обзывается (3%)

3. не задается и ничего не строит из себя (у старших девочек) (2%)

4. не болтливая (у старших и средних девочек) (1,5%)

5. не дерется (у младших мальчиков) (1,5%)

6. другие высказывания (не задается, не злой, не спорит, не кричит) 4%;

некоторые пациенты выделили значимость нравственных качеств соседа по палате:

1. понимающий (4%)

2. надежный (2%)

3. можно довериться (1,5%);

меньше всего были указаны мотивы, связанные с совместной деятельностью:

  1. вместе ходим на процедуры (средние девочки) (1,5%)
  2. помогает в учебе (средние девочки) (1,5%)
  3. играет со мной (младшие девочки) (1,5%).

Указаний на определенные успехи в каком-либо виде деятельности соседа по палате или оценок внешности среди пациентов лечебных учреждений выявлено не было. Также интересно, что положение ребенка в системе межличностных отношений внутри больничной палаты не зависит от его места жительства, образования родителей, занимаемой ими должности. В то же время те дети, которые были проинформированы об особенностях своего заболевания, о предстоящем лечении, необходимости прописанных процедур легче адаптировались к условиям учреждения, проявляли меньше тревожности и легче контактировали с другими пациентами.

Таким образом, для предотвращения психотравм в результате общения ребенка с соседями по палате, совсем не лишним будет проследить, какого возраста дети будут в его непосредственном общении, это очень важно. Лучше поселить застенчивого, неуверенного в себе ребенка, имеющего некоторые внешние особенности, о которых мы говорили выше, к детям младшего возраста. Если же нет возможности выбрать палату, придется родителям найти время для максимального присутствия в больнице. Чаще расспрашивайте ребенка о том, как он общается с другими мальчиками и девочками, обращайте внимание на нехарактерное для него поведение (чрезмерная плаксивость, замкнутость, гиперактивность). Будьте внимательными, заботливыми и спокойными.

Объясните ему, почему он должен находиться в больнице не сгущая краски, акцентируя внимание на предстоящем лечении, которое обязательно приведет к выздоровлению. Обсудите вместе предстоящие процедуры в деталях, чтобы избавить ребенка от мучительной неизвестности.

Ребенок должен знать, что нельзя брать чужие вещи, еду, игрушки, драться и скандалить (если речь не идет о самообороне), что необходимо соблюдать режим дня, принятый для всех. Часто дети в силу отсутствия соответствующего опыта не понимают, что палата, это не часть собственного жилья, где все предназначено только для них. Поэтому не лишним будет провести беседу об уважительном и вежливом отношении как к соседям по палате, так и медицинскому персоналу. Но самое главное, в чем должен быть уверен ваш ребенок, это то, что вы его любите, поддерживаете и придете на помощь, что бы ни случилось.

Здоровья и взаимопонимания вам и вашим детям!



Источник: http://www.b17.ru/article/7844/
       Детские консультации. Медицинские советы мамам. / 2009-2013 /