Психология детского рисунка


Что рисуют ваши дети? Каким цветом? какой манерой исполнения? Посмотрев внимательно на любой детский рисунок, вы увидите внутренний мир маленького художника. Всё то, что малыш не может ещё произнести, чем не способен пока поделиться со взрослыми, отображается на его рисунках.
С помощью рисунка маленькие дети разговаривают со взрослыми. В возрасте до 2,5-3 лет ребёнок рисует хаотично палочки, кружочки, линии. Человек на детском рисунке выглядит единым целым, голова соединена с туловищем.
Начиная с 4-5 лет можно анализировать детское творчество. У главных героев рисунков появляются свои интересы, их окружают другие предметы.

Психологический тест

Проведите с вашим ребёнком тест. Дайте ему альбом, карандаши, фломастеры и предложите нарисовать семейный портрет. Пусть ребёнок нарисует, чем занимается каждый из членов семьи. Предоставьте ребёнку достаточное количество времени и не отвлекайте от занятия. После того, как рисунок будет окончен, спросите, кого нарисовал малыш, и чем заняты его персонажи.

Анализ

Опишите словами чувства, которые вы испытываете при взгляде на рисунок ребёнка. Какие лица у персонажей, все ли части тела присутствуют, где находятся герои - в центре рисунка или в разных его частях, что делают.
Какие чувства вызывает детский рисунок, такие чувства испытывает сам малыш. Большое количество негативных оценок говорит о неблагополучии ребёнка, его проблемах, страхах, неуверенности. Но не спешите с выводами, возможно у ребенка плохое настроение или просто обида.
Всех ли членов семьи нарисовал малыш или кого-то намеренно упустил? Возможно, не нарисована бабушка, потому что она мало навещает ребёнка. Маленького братика ребёнок «отправил» в детский сад, потому что захотел побыть с мамой один. Не изображён папа, потому что он всегда занят, мало времени уделяет своему чаду. Как художник объяснил отсутствие кого-то из членов семьи?
Кто изображён в центре рисунка? Самого любимого человека в семье дети рисуют самым крупным.
С кем из героев нарисован сам малыш? Дети изображают себя рядом с теми, с кем испытывают доверие и понимание.
Кто из членов семьи нарисован дальше всех, в стороне от других? Обычно там малыши располагают нелюбимых родственников.

Главные детали

1. Вместе или врозь? Если одно дело объединяет всех членов семьи, значит в доме всё мирно и благополучно.
2. Художник нарисовал себя вдали от остальных – это указывает на отсутствие взаимопонимания в семье.
3. Изображение маленького братика или сестрёнки крупнее самого художника указывает на недостаток внимания к ребёнку родителей, занятых младшими детьми.
4. Все герои отделены друг от друга стенками или перегородками – семья живёт отдалённо, нет точек соприкосновения, нет общих интересов.
5. Отсутствует сам художник. Как бы ребёнок не объяснил своё отсутствие на рисунке, это прямое указание на проблемы, неблагополучие, а может и конфликты внутри семьи.

Манера исполнения

Очень мелко изображенные фигуры, смещение рисунка в край листа свидетельствуют о нерешительности, сомнениях, колебаниях ребёнка.
Большие кулаки у персонажей, чётко прорисованные зубы, оружие – символы агрессии, незащищённости.
Размашистый и небрежный рисунок говорит об импульсивности автора.
Рисунок не помещается на листе бумаге – автор испытывает сильные эмоции и переживания, возможно даже агрессию.
Частые исправления на рисунке указывают на смятение, волнение, беспокойство.

Палитра рисунков

Дети используют не менее пяти-шести цветов одновременно – это говорит о нормальном эмоциональном состоянии. Если в палитре больше шести цветов - ребёнок раним, чувствителен, испытывает много эмоций. Если на рисунке всего один или два цвета - малыш подавлен, встревожен.

Интуиция, воображение и творческая фантазия непременно помогут вам разобраться в рисунках ваших детей!

Источник: http://psypoint.ru/semeynyh-otnosheniy/74-psihologiya-detskogo-risunka.html
       Детские консультации. Медицинские советы мамам. / 2009-2013 /