Детский режим дня!

Оздоравливаем малыша: режим дня

Большинство людей, не задумываясь, ответят, что здоровье для них является одной из самых больших ценностей. Его невозможно купить ни за какие деньги. По сути, здоровье — это не просто отсутствие у человека болезней, а определение «прочности» нашего организма и его способности к самостоятельному восстановлению и обновлению. Забота о здоровье начинается с момента зарождения жизни и продолжается до ее окончания. Мир давно ищет волшебное средство, которое помогало бы от любых болезней, но пока эти поиски не увенчались успехом, возможно потому, что ответ лежит на поверхности, но никто его не замечает. Здоровье начинается с гармонии с окружающим миром и самим собой. Даже самый отъявленный скептик не будет спорить, что человек, являясь частью окружающего мира, подвержен его влиянию. Все в мире закономерно и подчинено особым правилам, которые направлены на поддержание порядка, так почему же мы часто пренебрегаем в своей жизни порядком, стремясь наполнить все вокруг себя хаосом? Давайте разберемся, могут ли правила помочь нам сохранить здоровье?

День 1. Что такое биоритмы Правильный режим дня ребенка

Вся наша жизнь подчинена ритму. Все физиологические процессы в нашем организме протекают в колебательном порядке. Свой ритм имеет биение сердца, активность мозга, дыхание. Каждый день также ритмично сменяются периоды бодрствования и сна. Платон сказал, что ритм — это порядок в движении. Биоритмами называют ритмы живых организмов. Ритм играет важную роль для нашего здоровья и жизнедеятельности. Во-первых, любая деятельность в ритмичном режиме является самой экономичной. Также, биоритмы помогают поддерживать единство нашего организма с окружающей средой. И, наконец, биоритмы обеспечивают наиболее рациональное функционирование всех систем нашего организма. В жизни человека биоритмы идут рука об руку с режимом. Распределение времени для сна, отдыха и приема пищи способствует правильному функционированию всех систем нашего организма. Даже малейшее нарушение ритмов организма влечет за собой различные недуги.

День 2. Распорядок дня для ребенка

Продолжительность сна, скорость роста, прибавка веса, а также другие важные параметры развития ребенка тоже регулируются биоритмами. Организм ребенка можно сравнить с часами, которые нуждаются в правильной настройке. Именно такая настройка осуществляется с помощью распорядка дня. Составляя распорядок или режим дня для ребенка, необходимо учитывать его возраст. Режим дня деток до года отличается достаточно частой сменой бодрствования и сна. Уже примерно к году вырабатывается определенный режим, согласованный с индивидуальными особенностями. Иногда режим, выработанный младенцами, нуждается в корректировке со стороны родителей, например, когда дети путают день с ночью, и вместо того чтобы бодрствовать днем, они это делают ночью. Для детей дошкольного и школьного возраста режим помогает рационально распределить чередование различных видов активной деятельности и отдыха на протяжении дня. Соблюдение режима и ежедневное повторение установленных элементов распорядка дня всегда в одно и то же время помогает выработать у детей определенные условные связи, которые позволяют ребенку переключаться от одного вида деятельности к другому.

День 3. В ритме вальса, или немного о работоспособности

Замечали ли вы, что ваши дети намного активнее вас, они как будто даже и не устают. Но это всего лишь видимость. В действительности дети, чем-либо увлеченные, просто не чувствуют утомления, что связано с еще не зрелой нервной системой. Часто неправильная организация деятельности ребенка приводит к переутомлению детского организма и нервной системы, что нередко выражается в капризах и истерике ребенка. Работоспособность детей выражается в возможности ими концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Дети до двух лет могут сосредоточить свое внимание на чем-либо совсем не надолго и только тогда, когда все их естественные потребности удовлетворены. Дети ясельного возраста, от двух до трех лет, могут что-то делать непрерывно уже на протяжении от 15 до 25 минут. Для деток такого возраста важно чередовать статические занятия, требующие умственных усилий и малой подвижности с энергичными занятиями, не связанными с большими усилиями. Планируя день ребенка, следует учитывать, что первая половина дня более продуктивна и в это время эффективность умственных занятий будет значительно выше, игры и занятия, требующие физических усилий, лучше планировать на послеобеденное время. Составляя оптимальное расписание для вашего ребенка, для начала понаблюдайте за ним и определите то время, когда он способен более всего концентрировать свое внимание.

День 4. Питание по часам Правильный режим дня ребенка

Неотъемлемой частью распорядка дня является режим питания. Приучая своих детей питаться изо дня в день в одно и то же время, вы поможете им избежать многих проблем связанных с пищеварением. Соблюдение точно установленного времени для приема пищи также важно для организма, который «зная» расписание заранее готовится к перевариванию пищи. К нужному времени возрастает возбудимость пищеварительных желез, которые усиленно начинают вырабатывать ферменты, вызывая тем самым у ребенка аппетит. Пища, съеденная вовремя, хорошо усваивается организмом. Режим питания также включает и создание подобающей обстановки. Во время еды необходимо поддерживать спокойную и доброжелательную атмосферу. Нарушение режима питания приводит к тому, что детский организм регулярно не дополучает необходимых для роста питательных веществ, что провоцирует снижение работоспособности и отставание в наборе веса.

День 5. Делу время, потехе час

Время бодрствования у детей связано с активной деятельностью, которая сопровождается возбуждением клеток головного мозга. Формирующаяся нервная система утомляется значительно быстрее, чем у взрослых, поэтому при организации дня ребенка важно чередование энергичных занятий со спокойной деятельностью. Для ребенка отдыхом также является смена деятельности, только с тем условием, что на смену деятельности, требующей максимальной концентрации сил ребенка, придут успокаивающие нервную систему ребенка занятия. Но самое главное, что приходит на помощь для восстановления сил и нервных клеток ребенка — это сон. Дети разного возраста нуждаются в разном количестве времени для сна. Больше времени для отдыха нужно маленьким детям, а также ребятишкам, переболевшим тяжелыми заболеваниями или имеющим хронические болезни. Планируя сон ребенка как дневной, так и ночной необходимо позаботиться о необходимой продолжительности сна, быстром засыпании, крепком сне и спокойном пробуждении. Создавая условия для здорового сна, обратите внимание на то, что ребенок будет гораздо лучше отдыхать, если ложится спать всегда в одно и то же время. Позаботьтесь о том, чтобы там, где отдыхает ребенок, было комфортно и достаточно свежего воздуха. Как можно раньше необходимо приучить ребенка спать в его собственной кровати — это также будет способствовать полноценному отдыху.

День 6. Развиваем самостоятельность

Следование установленному распорядку дня способствует нормальному развитию нервной системы детей, предупреждая ранее или сильное переутомление во время бодрствования. Режим дисциплинирует детей, приучая их к порядку, что в свою очередь способствует полноценному физическому развитию растущего организма и укреплению здоровья. Заложенная родителями привычка к определенному распорядку дня поможет ребенку уже к окончанию детского сада учиться планировать свое время. Уже со старшего детсадовского возраста полезно обсуждать с ребенком планы на день, выслушивая его мнение. Например, предложив ребенку на выбор время, когда вы с ним будете учить стих, вы тем самым показываете ему, что он для вас важен, важны его любимые занятия, и к тому же, приняв решение, ребенок будет не только стремиться его выполнить, но и ощутит свою самостоятельность. При отсутствии режима дня родителям намного больше приходится тратить сил для «организации» ребенка им буквально постоянно приходится контролировать каждое действие ребенка, чтобы оно было доведено до конца, а это, согласитесь, отнюдь не способствует развитию ответственности и самостоятельности.

День 7. Особенные церемонии Правильный режим дня ребенка

Дети привыкают к режиму быстро, гораздо сложнее к нему приспособиться родителям, но чтобы и тем и другим было намного легче привыкнуть к порядку, можно обратиться к помощи церемониймейстера. Это, конечно же, шутка, хотя специальный человек, который бы следил за соблюдением распорядка дня, не помешал бы, а вот церемонии, которые помогут всем «втянуться» в распорядок, стоит продумать. Церемония — это особый ритуал, проходящий по установленным правилам. Например, начинайте утро с ребенком каким-нибудь особым образом, не просто пробуждение, умывание и завтрак, а придумайте настоящее сказочное начало дня. Конечно, проще всего вскочить за полчаса до выхода, затолкнуть ложку каши в сонного кроху и отвести его в сад или школу, но гораздо лучше провести утренние часы всей семьей, ведь времени на общение друг с другом нам так не хватает. Особенная церемония перед сном настроит ребенка на отдых и поможет ему быстро заснуть. Совместная подготовка к обеду поможет малышу почувствовать свою значимость. Особая атмосфера воскресных семейных обедов сблизит всех членов семьи, а ребенок еще и почувствует свою защищенность. Не бойтесь свою жизнь подчинить правилам, ведь не они нас загоняют в рамки и обыденность. Слушайте свое сердце, которое всегда и во всем ищет порядок и гармонию, и будьте здоровы!

Консультант — Ирина Колпакова, педиатр, гомеопат

Принимайте участие в акциях «Лучший блог недели», «Первый комментарий», «Лучший комментарий» и получайте подарки!

Принимайте участие в Нашем проекте: «Оздоравливаем малыша!»

Читайте другую интересную статью из этой серии:

«Оздоравливаем малыша: аллергии — нет!»

«Оздоравливаем малыша: витаминизация»

«Оздоравливаем малыша: иммунитет»


Источник: http://thiswomen.ru/deti/174-detskii-rejim-dnya.html
       Детские консультации. Медицинские советы мамам. / 2009-2013 /