Как правильно научить ребенка читать?

Как правильно научить ребенка читатьНе секрет, что многие родители хотят, чтобы их ребенок начал читать «самый первый». Но стоит ли ставить такие сомнительные рекорды на своем малыше?..

С какого возраста начинать?

Мнения специалистов на счет раннего обучения чтению крайне противоречивы. Представители западных методик обучения (например, школа М. Монтессори) считают, что начинать целесообразно уже с 2-3 лет, так как это заложит основу для расширения кругозора малыша в будущем. Представители отечественных методик предлагают начинать не раньше 5 лет, то есть непосредственно перед школой, чтобы не перегружать ребенка.

В то же время учеными давно доказано, что чем раньше дети учатся читать, тем лучше они говорят, тем реже нуждаются в помощи логопеда и тем богаче их словарный запас по сравнению со сверстниками, начавшими читать позже. При этом и педагоги, и психологи сходятся в одном: нельзя допустить, чтобы первые уроки чтения вызвали у ребенка негативные эмоции и тем самым нанесли психологическую травму.

5 распространенных ошибок родителей

Ошибка № 1. Нельзя требовать от малыша все и сразу. Процесс обучения чтению долгий, он требует терпения. Вспомните, как ваш малыш научился ходить? Сначала он научился сидеть, потом – стоять, затем ходить при помощи ходунков и только после – сделал первый самостоятельный шаг. Также и с чтением.

Ошибка № 2. Нельзя устраивать соревнования («а вот соседский Ваня раньше тебя прочтет эту книжку»). Каждый ребенок – индивидуальность. Ставя его в такие жесткие временные рамки, вы можете ему навредить: не оправдав ваших ожиданий, у ребенка появятся комплексы, что он «плохой».

Ошибка № 3. Книга должна соответствовать возрасту ребенка. Нельзя предлагать для чтения 4-летнему малышу сложную книжку стихотворений или рассказов. Для 2-3-летних детей подойдут потешки, для детей в возрасте 4-5 лет– короткие сказки, а после 5 лет – небольшие рассказы и стихи.

Ошибка № 4. Нельзя навязывать ребенку для чтения те книги, которые нравятся вам. Даже если в сотый раз он хочет прочитать вам «Репку», пусть читает! Результат все равно будет лучше, чем если вы насильно заставите его читать нелюбимого по каким-то причинам «Колобка». Вы можете рассказать, какие книжки любили в его возрасте, но выбирать книги для чтения он должен сам.

Ошибка № 5. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается прочесть с первого раза. Но при этом обязательно бурно хвалите даже за маленький шаг вперед в процессе чтения. Ваша похвала – мощный стимул для малыша, он сам захочет порадовать вас в следующий раз еще больше.

Каким способом учить?

Психологи убеждены: любое обучение в раннем возрасте должно носить игровой характер. Именно игры в детстве формируют будущие интересы, привычки и даже черты характера ребенка.

Существует две основные методики обучения чтению. Согласно первой, надо начинать учить ребенка соединять слоги из букв, а затем уже слоги соединять в слова. Для этого необходимо приобрести кубики с буквами и заниматься ими с ребенком по 10 минут 3 раза в день. Показывая, например, букву «Б», четко проговаривайте звук «б» и тут же перечисляйте несколько слов, которые начинаются с этой буквы (бублик, белка, бусы и т. д.). А затем предлагайте малышу поиграть: вы показываете кубик с буквой – он называет слова.

Согласно второй, следует учить ребенка запоминать уже целые слова, начиная с коротких и простых (дом, рот, мама и т. д.), а уже их складывать в предложения и «искать» в тексте. Для этого можно поиграть в игру «Потерялся котик» (мышка, домик и т. п.). Пусть малыш попытается найти изображение кошки в иллюстрированной сказке «Репка», листая страницы. А когда отыщет, похвалите его, покажите, из каких букв состоит слово «кошка», и в следующий раз предложите отыскать это слово в тексте по буквам, а не по картинке.

Обратите внимание

  • Если вы не уверены в своих педагогических способностях, лучше пусть первое занятие проведет профессионал (воспитатель в саду, работник детского центра и пр.), а вы уже будете продолжать «по накатанной дорожке».
  • Иногда неспособность научиться читать – это не детское упрямство, а признак заболевания. Избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению называется дислексия (от греч. слов «плохо» и «речь»). Это психологическое расстройство может носить наследственный характер. А может быть одним из проявлений аутизма и СДВГ, поэтому консультация психотерапевта в этом случае обязательна.

Автор:Наталия Литвиненко 1 0


Источник: http://med-info.ru/content/view/1641
       Детские консультации. Медицинские советы мамам. / 2009-2013 /